Процедуры, применяемые при банкротстве юридического лица

Рассмотрение дела о банкротстве в арбитражном суде - это последовательность установленных Законом о банкротстве процедур, результатом которых может быть прекращение дела о банкротстве либо переход в следующую процедуру. Законом о банкротстве предусмотрены следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

1. Наблюдение.

Наблюдение – первая и обязательная процедура при банкротстве юридического лица. Его целью является анализ деятельности и сохранение активов организации-должника, определение общей суммы долговых обязательств и выявление возможности вернуть организации платежеспособность.

При введении арбитражным судом наблюдения возникают следующие последствия (ст.63, 64 Закона о банкротстве):

  • ограничение полномочий руководителя организации в части совершения сделок с имуществом организации (в случае нарушения руководителем требований Закона о банкротстве он может быть отстранен от должности);
  • ограничение полномочий других органов управления организации (запрещено принятие решений о реорганизации, о выходе из состава учредителей, о выплате дивидендов и др.);
  • приостановление исполнительных производств, снятие арестов с имущества, с банковских счетов и иных ограничений;
  • запрет на выплату стоимости долей в уставном капитале, дивидендов, процентов;
  • запрет на зачет встречных требований, изъятие имущества владельцем;
  • прекращение начисления штрафов, пеней.

Наблюдение вводится сроком на 7 месяцев (п.3 ст.62, ст.51 Закона о банкротстве).

Наблюдение завершается вынесением арбитражным судом определения о переходе к одной из следующих процедур банкротства (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство) или об утверждении мирового соглашения между кредиторами и организацией-должником и прекращении процедуры банкротства.

Введение последующих процедур зависит от возможности восстановления платежеспособности организации-должника, от активности кредиторов и учредителей организации (ст.75 Закона о банкротстве).

2. Финансовое оздоровление.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом в следующих случаях:

  • первое собрание кредиторов приняло решение о введении финансового оздоровления;
  • имеется обеспечение исполнения организацией-должником обязательств по погашению задолженности в размере не менее 20% от общей суммы задолженности.

Практика показывает, что организации-должнику трудно найти третье лицо, готовое гарантировать возврат долгов организации её кредиторам.

Финансовое оздоровление – это необязательная процедура, направленная на восстановление платежеспособности организации-должника и на погашение задолженности в течение года в соответствии с утвержденным судом графиком. Во время этой процедуры сохраняются все запреты и ограничения, предусмотренные процедурой наблюдения, а также еще больше сужаются полномочия руководителя (ст.ст.81, 82 Закона о банкротстве).

Финансовое оздоровление может быть досрочно окончено судом в случае, если организация-должник погасила все требования кредиторов и от кредиторов не поступило жалоб либо жалобы кредиторов признаны необоснованными (ст.86 Закона о банкротстве).

Финансовое оздоровление может быть досрочно прекращено судом в случае неоднократного нарушения более чем на 15 дней сроков погашения задолженности, установленных графиком погашения задолженности. В этом случае арбитражным судом вводится либо внешнее управление, либо конкурсное производство (ст.87 Закона о банкротстве).

В случае, если финансовое оздоровление судом не было досрочно окончено либо не было досрочно прекращено, по окончании установленного срока финансового оздоровления суд выносит один из следующих судебных актов (ст.88 Закона о банкротстве):

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность организации-должника;
  • решение о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства (ст.88 Закона о банкротстве).

3. Внешнее управление.

Внешнее управление - процедура, применяемая в целях восстановления платежеспособности организации-должника. Срок внешнего управления не может превышать два года (ст.108, п.2 ст.92 Закона о банкротстве).

Внешнее управление вводится арбитражным судом, если будет установлено, что имеется объективная возможность восстановить платежеспособность юридического лица. Внешнее управление также является необязательной процедурой.

С даты введения арбитражным судом внешнего управления, помимо ограничений, установленных для наблюдения и финансового оздоровления, наступают следующие последствия (ст.94 Закона о банкротстве):

  • прекращаются полномочия руководителя организации-должника, управление делами переходит к внешнему управляющему, внешний управляющий вправе уволить руководителя или предложить ему перейти на другую работу;
  • прекращаются полномочия иных органов управления (совета директоров, собрания участников и др.);
  • руководитель и органы управления организации-должника в течение 3-х дней обязаны передать внешнему управляющему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, имущество организации-должника, материальные и иные ценности;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

С введением процедуры внешнего управления организация-должник фактически переходит под управление внешнего управляющего.

Согласно ст. 99 Закона о банкротстве внешний управляющий имеет право:

  • распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;
  • заключать от имени должника мировое соглашение;
  • заявлять отказ от исполнения договоров организации-должника, которые препятствуют восстановлению платежеспособности организации;
  • подавать исковые заявления об оспаривании сделок организации-должника;
  • подавать исковые заявления о взыскании убытков с руководителя, с членов органов управления, а также с иных должностных лиц организации-должника.

Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления, цель которого – восстановление платежеспособности организации-должника.  Для достижения этой цели в план внешнего управления могут быть включены следующие меры (ст.109 Закона о банкротстве):

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества;
  • уступка прав требования;
  • исполнение обязательств организации-должника его учредителями (участниками), либо третьими лицами;
  • увеличение уставного капитала за счет взносов участников и третьих лиц;
  • размещение дополнительных обыкновенных акций;
  • продажа предприятия организации-должника;
  • замещение активов организации-должника (создание на базе имущества организации-должника открытого акционерного общества);
  • иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Внешнее управление завершается:

  • при исполнении долговых обязательств организации-должника его учредителями либо третьими лицами (ст.116 Закона о банкротстве);
  • в случае восстановления платежеспособности организации-должника и переходе к расчетам с кредиторами, по окончании которых суд утверждает отчет внешнего управляющего и прекращает производство по делу о банкротстве (ст.120 Закона о банкротстве);
  • если между кредиторами и организацией-должником заключено мировое соглашение (ст.119 Закона о банкротстве);
  • при введении конкурсного производства, если расчеты с кредиторами не произведены и суд не утвердил отчет внешнего управляющего (ст.ст.119, 120 Закона о банкротстве).

4. Конкурсное производство.

Конкурсное производство - процедура, применяемая в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов организации-должника.

Согласно Закону о банкротстве арбитражный суд имеет право ввести процедуру конкурсного производства по окончании любой из вышеуказанных процедур: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления.

Одновременно с введением процедуры конкурсного производства арбитражный суд признает организацию-должника банкротом, о чем указывает в своем решении.

С введением конкурсного производства наступают последствия аналогичные процедуре внешнего управления. Более подробно последствия введения конкурсного производства изложены в ст.126 Закона о банкротстве.

Информация о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит обязательному опубликованию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и газете «Коммерсант».

Основная задача конкурсного управляющего – сформировать конкурсную массу в размере, достаточном для удовлетворения всех требований кредиторов.

Согласно ст.129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан:

  • принять в ведение всё имущество организации-должника и провести его инвентаризацию;
  • опубликовать сведения о проведенной инвентаризации на сайте ЕФРСБ;
  • привлечь оценщика для оценки имущества;
  • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества организации-должника, находящегося у третьих лиц;
  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества организации-должника;
  • уведомить работников организации-должника о предстоящем увольнении;
  • взыскивать дебиторскую задолженность.

Для выполнения поставленных перед конкурсным управляющим задач Закон о банкротстве наделил его достаточно широкими полномочиями, которыми, как показывает опыт, конкурсные управляющие активно пользуются. В частности, конкурсный управляющий имеет право:

  • оспаривать сделки организации-должника и решения, принятые органами управления организации-должника;
  • взыскивать убытки с руководителя и членов органов управления;
  • предъявлять иски об истребовании имущества организации-должника у третьих лиц;
  • привлекать руководителя и иных лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам организации-должника.

Всё выявленное конкурсным управляющим имущество организации-должника, взысканные денежные средства, дебиторская задолженность, ценные бумаги и т.д., включаются в конкурсную массу и подлежат продаже на торгах. За счет вырученных денежных средств конкурсный управляющий гасит задолженность перед кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий направляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

Согласно ст.149 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит одно из определений:

  • определение о завершении конкурсного производства (если не все требования кредиторов погашены);
  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве (если погашены все требования кредиторов).

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации-должника.

Конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации организации-должника в ЕГРЮЛ.

5. Мировое соглашение.

Мировое соглашение может быть заключено между организацией-должником и её кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, но не ранее проведения первого собрания кредиторов (ст.150 Закона о банкротстве, п.3 «Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с заключением, утверждением и расторжением мировых соглашений в делах о несостоятельности (банкротстве)» от 20.12.2005 г. № 97).

В мировом соглашении могут участвовать третьи лица, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение вступает в силу с момента утверждения его арбитражным судом.

В каждой из процедур банкротства заключение мирового соглашения имеет свои особенности:

  • в ходе наблюдения мировое соглашение от имени организации-должника заключается её руководителем и не требует согласования с временным управляющим (ст.151 Закона о банкротстве);
  • в ходе финансового оздоровления мировое соглашение от имени организации-должника заключается её руководителем и не требует согласования с административным управляющим (ст.152 Закона о банкротстве);
  • в ходе внешнего управления мировое соглашение от имени организации-должника заключается внешним управляющим (ст.153 Закона о банкротстве);
  • в ходе конкурсного производства мировое соглашение от имени организации-должника заключается конкурсным управляющим (ст.154 Закона о банкротстве).

Со стороны кредиторов решение о заключении мирового соглашения должно принять собрание кредиторов большинством голосов, и считается принятым, если за него проголосовали все залоговые кредиторы (ст.150 Закона о банкротстве).

О содержании мирового соглашения подробно указано в ст.156 Закона о банкротстве.

Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди (п.1 ст.158 Закона о банкротстве).

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

В случае неисполнения мирового соглашения организацией-должником кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд для получения исполнительного листа по взысканию оставшихся непогашенными требований.

 

Если у Вас есть вопросы, обращайтесь за консультацией

Соцсети

Оставайтесь с нами

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы получать
последние новости