Рассмотрение дела о банкротстве в арбитражном суде - это последовательность установленных Законом о банкротстве процедур, результатом которых может быть прекращение дела о банкротстве либо переход в следующую процедуру. Законом о банкротстве предусмотрены следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
1. Наблюдение.
Наблюдение – первая и обязательная процедура при банкротстве юридического лица. Его целью является анализ деятельности и сохранение активов организации-должника, определение общей суммы долговых обязательств и выявление возможности вернуть организации платежеспособность.
При введении арбитражным судом наблюдения возникают следующие последствия (ст.63, 64 Закона о банкротстве):
- ограничение полномочий руководителя организации в части совершения сделок с имуществом организации (в случае нарушения руководителем требований Закона о банкротстве он может быть отстранен от должности);
- ограничение полномочий других органов управления организации (запрещено принятие решений о реорганизации, о выходе из состава учредителей, о выплате дивидендов и др.);
- приостановление исполнительных производств, снятие арестов с имущества, с банковских счетов и иных ограничений;
- запрет на выплату стоимости долей в уставном капитале, дивидендов, процентов;
- запрет на зачет встречных требований, изъятие имущества владельцем;
- прекращение начисления штрафов, пеней.
Наблюдение вводится сроком на 7 месяцев (п.3 ст.62, ст.51 Закона о банкротстве).
Наблюдение завершается вынесением арбитражным судом определения о переходе к одной из следующих процедур банкротства (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство) или об утверждении мирового соглашения между кредиторами и организацией-должником и прекращении процедуры банкротства.
Введение последующих процедур зависит от возможности восстановления платежеспособности организации-должника, от активности кредиторов и учредителей организации (ст.75 Закона о банкротстве).
2. Финансовое оздоровление.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом в следующих случаях:
- первое собрание кредиторов приняло решение о введении финансового оздоровления;
- имеется обеспечение исполнения организацией-должником обязательств по погашению задолженности в размере не менее 20% от общей суммы задолженности.
Практика показывает, что организации-должнику трудно найти третье лицо, готовое гарантировать возврат долгов организации её кредиторам.
Финансовое оздоровление – это необязательная процедура, направленная на восстановление платежеспособности организации-должника и на погашение задолженности в течение года в соответствии с утвержденным судом графиком. Во время этой процедуры сохраняются все запреты и ограничения, предусмотренные процедурой наблюдения, а также еще больше сужаются полномочия руководителя (ст.ст.81, 82 Закона о банкротстве).
Финансовое оздоровление может быть досрочно окончено судом в случае, если организация-должник погасила все требования кредиторов и от кредиторов не поступило жалоб либо жалобы кредиторов признаны необоснованными (ст.86 Закона о банкротстве).
Финансовое оздоровление может быть досрочно прекращено судом в случае неоднократного нарушения более чем на 15 дней сроков погашения задолженности, установленных графиком погашения задолженности. В этом случае арбитражным судом вводится либо внешнее управление, либо конкурсное производство (ст.87 Закона о банкротстве).
В случае, если финансовое оздоровление судом не было досрочно окончено либо не было досрочно прекращено, по окончании установленного срока финансового оздоровления суд выносит один из следующих судебных актов (ст.88 Закона о банкротстве):
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность организации-должника;
- решение о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства (ст.88 Закона о банкротстве).
3. Внешнее управление.
Внешнее управление - процедура, применяемая в целях восстановления платежеспособности организации-должника. Срок внешнего управления не может превышать два года (ст.108, п.2 ст.92 Закона о банкротстве).
Внешнее управление вводится арбитражным судом, если будет установлено, что имеется объективная возможность восстановить платежеспособность юридического лица. Внешнее управление также является необязательной процедурой.
С даты введения арбитражным судом внешнего управления, помимо ограничений, установленных для наблюдения и финансового оздоровления, наступают следующие последствия (ст.94 Закона о банкротстве):
- прекращаются полномочия руководителя организации-должника, управление делами переходит к внешнему управляющему, внешний управляющий вправе уволить руководителя или предложить ему перейти на другую работу;
- прекращаются полномочия иных органов управления (совета директоров, собрания участников и др.);
- руководитель и органы управления организации-должника в течение 3-х дней обязаны передать внешнему управляющему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, имущество организации-должника, материальные и иные ценности;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
С введением процедуры внешнего управления организация-должник фактически переходит под управление внешнего управляющего.
Согласно ст. 99 Закона о банкротстве внешний управляющий имеет право:
- распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;
- заключать от имени должника мировое соглашение;
- заявлять отказ от исполнения договоров организации-должника, которые препятствуют восстановлению платежеспособности организации;
- подавать исковые заявления об оспаривании сделок организации-должника;
- подавать исковые заявления о взыскании убытков с руководителя, с членов органов управления, а также с иных должностных лиц организации-должника.
Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления, цель которого – восстановление платежеспособности организации-должника. Для достижения этой цели в план внешнего управления могут быть включены следующие меры (ст.109 Закона о банкротстве):
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- взыскание дебиторской задолженности;
- продажа части имущества;
- уступка прав требования;
- исполнение обязательств организации-должника его учредителями (участниками), либо третьими лицами;
- увеличение уставного капитала за счет взносов участников и третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций;
- продажа предприятия организации-должника;
- замещение активов организации-должника (создание на базе имущества организации-должника открытого акционерного общества);
- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Внешнее управление завершается:
- при исполнении долговых обязательств организации-должника его учредителями либо третьими лицами (ст.116 Закона о банкротстве);
- в случае восстановления платежеспособности организации-должника и переходе к расчетам с кредиторами, по окончании которых суд утверждает отчет внешнего управляющего и прекращает производство по делу о банкротстве (ст.120 Закона о банкротстве);
- если между кредиторами и организацией-должником заключено мировое соглашение (ст.119 Закона о банкротстве);
- при введении конкурсного производства, если расчеты с кредиторами не произведены и суд не утвердил отчет внешнего управляющего (ст.ст.119, 120 Закона о банкротстве).
4. Конкурсное производство.
Конкурсное производство - процедура, применяемая в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов организации-должника.
Согласно Закону о банкротстве арбитражный суд имеет право ввести процедуру конкурсного производства по окончании любой из вышеуказанных процедур: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления.
Одновременно с введением процедуры конкурсного производства арбитражный суд признает организацию-должника банкротом, о чем указывает в своем решении.
С введением конкурсного производства наступают последствия аналогичные процедуре внешнего управления. Более подробно последствия введения конкурсного производства изложены в ст.126 Закона о банкротстве.
Информация о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит обязательному опубликованию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и газете «Коммерсант».
Основная задача конкурсного управляющего – сформировать конкурсную массу в размере, достаточном для удовлетворения всех требований кредиторов.
Согласно ст.129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан:
- принять в ведение всё имущество организации-должника и провести его инвентаризацию;
- опубликовать сведения о проведенной инвентаризации на сайте ЕФРСБ;
- привлечь оценщика для оценки имущества;
- принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества организации-должника, находящегося у третьих лиц;
- принимать меры по обеспечению сохранности имущества организации-должника;
- уведомить работников организации-должника о предстоящем увольнении;
- взыскивать дебиторскую задолженность.
Для выполнения поставленных перед конкурсным управляющим задач Закон о банкротстве наделил его достаточно широкими полномочиями, которыми, как показывает опыт, конкурсные управляющие активно пользуются. В частности, конкурсный управляющий имеет право:
- оспаривать сделки организации-должника и решения, принятые органами управления организации-должника;
- взыскивать убытки с руководителя и членов органов управления;
- предъявлять иски об истребовании имущества организации-должника у третьих лиц;
- привлекать руководителя и иных лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам организации-должника.
Всё выявленное конкурсным управляющим имущество организации-должника, взысканные денежные средства, дебиторская задолженность, ценные бумаги и т.д., включаются в конкурсную массу и подлежат продаже на торгах. За счет вырученных денежных средств конкурсный управляющий гасит задолженность перед кредиторами.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий направляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.
Согласно ст.149 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит одно из определений:
- определение о завершении конкурсного производства (если не все требования кредиторов погашены);
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве (если погашены все требования кредиторов).
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации-должника.
Конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации организации-должника в ЕГРЮЛ.
5. Мировое соглашение.
Мировое соглашение может быть заключено между организацией-должником и её кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, но не ранее проведения первого собрания кредиторов (ст.150 Закона о банкротстве, п.3 «Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с заключением, утверждением и расторжением мировых соглашений в делах о несостоятельности (банкротстве)» от 20.12.2005 г. № 97).
В мировом соглашении могут участвовать третьи лица, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.
Мировое соглашение вступает в силу с момента утверждения его арбитражным судом.
В каждой из процедур банкротства заключение мирового соглашения имеет свои особенности:
- в ходе наблюдения мировое соглашение от имени организации-должника заключается её руководителем и не требует согласования с временным управляющим (ст.151 Закона о банкротстве);
- в ходе финансового оздоровления мировое соглашение от имени организации-должника заключается её руководителем и не требует согласования с административным управляющим (ст.152 Закона о банкротстве);
- в ходе внешнего управления мировое соглашение от имени организации-должника заключается внешним управляющим (ст.153 Закона о банкротстве);
- в ходе конкурсного производства мировое соглашение от имени организации-должника заключается конкурсным управляющим (ст.154 Закона о банкротстве).
Со стороны кредиторов решение о заключении мирового соглашения должно принять собрание кредиторов большинством голосов, и считается принятым, если за него проголосовали все залоговые кредиторы (ст.150 Закона о банкротстве).
О содержании мирового соглашения подробно указано в ст.156 Закона о банкротстве.
Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди (п.1 ст.158 Закона о банкротстве).
Утверждение мирового соглашения арбитражным судом, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
В случае неисполнения мирового соглашения организацией-должником кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд для получения исполнительного листа по взысканию оставшихся непогашенными требований.
Если у Вас есть вопросы, обращайтесь за консультацией
Категории
Дополнительная информация
Соцсети
Оставайтесь с нами
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы получать
последние новости